В городе Элисте — столице республики Калмыкия, человек влюбленный в мотоциклетный спорт создал частный музей.Почему именно в Элисте? Столица солнечной Калмыкии со середины шестидесятых и все семидесятые года прошлого века являлась одним из основных центров развития мотобола у нас в стране. А знаменитая команда «Комета», первый и неоднократный чемпион России и Советского Союза, являлась лидером советского мотобола. Затем у нас в клубе (Элистинский СТК) открыли молодежную мотобольную команду «Метеор», а вслед за ней команду по спидвею «Тайфун» (гонки по гаревой дорожке).

С появлением мотобола, а затем и спидвея, в республике случился невероятный ажиотаж и интерес к новым мотоциклетным видам спорта не только среди болельщиков, но и во всех слоях общества. Мотобольные игры и гонки по гаревой дорожке пришлись по душе жителям республики, которые проходили при переполненных трибунах сначала стадиона, а затем мотодрома.

За два с лишним десятилетия доминирования мотоциклетных видов спорта в республике сформировался и воспитался свой клубный болельщик. Успехи наших команд впечатляли. Команда «Комета» чемпионом Советского Союза становилась девять раз, восемь раз выигрывала кубок СССР, два раза была лучшей в Европе. Команда «Метеор» в 1967 году стала чемпионом СССР класса «Б», четыре раза становилась чемпионом России. Наша команда по спидвею «Тайфун» выросла в одну из сильнейших команд первой лиги и своей искрометной ездой завоевала сердца болельщиков Калмыкии. К элистинским командам был повышенный интерес не только в республике, но и во всем Советском Союзе. Такой успех был возможен только при постоянной поддержке правительства республики. Спортсмены и любители спорта были бесконечно благодарны первому секретарю обкома партии республики Городовикову Басану Бадминовичу, его помощникам, многим руководителям городских и республиканских организаций, за помощь в строительстве мотодрома, проведению игр и гонок и в решении бытовых вопросов спортсменов.

К концу девяностых, с ухудшением экономической обстановки в стране, мотоциклетные виды спорта в республике были закрыты. Мотодром был варварски разграблен, а спортсмены изгнаны из мастерских. Отобрали мотобольное поле, гаревую дорожку, да и весь мотодром. С уходом Городовикова Б. Б. в руководящих структурах не нашлось человека, который бы смог поддержать так полюбившиеся людям виды спорта, которые так много сделали для популяризации республики в стране, немало сил вложили в патриотическое воспитание молодежи и организацию культурного досуга многотысячной армии болельщиков.

В республике, спортивные успехи которой гремели не только на всю страну, но и Европу, со временем образовался вакуум в проведении соревнований по техническим видам спорта. Многочисленные группы спортсменов и многотысячная армия болельщиков чувствовали себя неприкаянными и ненужными в этой новой жизни. Группы именитых спортсменов и активисты из спортивной общественности предпринимали бесплодные попытки обратить внимание руководства к критическому, просто убийственному, состоянию мотобола и спидвея в республике.

Шло время, стала таять память победной поступи элистинских команд по мотодромам нашей страны и Европы, стали уходить люди.

Весной 15 апреля 2008 года на окраине Элисты, где проживал бывший гонщик из команды «Тайфун» Александр Бондарев, собрались за праздничным столом в честь первой гонки команды (15 апреля 1967 г.) его друзья гонщики — Николай Павлов и Алексей Ольховский. В этой компании оказался и представитель мотобольной команды «Комета», один из лучших мотоболистов страны — Василий Кравцов. Посидели, вспомнили дела давно ушедших дней, погоревали. Расстроенные таким наплевательским отношением властей к победам наших команд и уходящей в небытие памяти, решили собрать все, что осталось ценного и значимого от занятий спортом (мотоциклы, форму, фотографии, рекламные проспекты, кубки, медали) и создать свой клубный музей. Ну, как водится, поговорили и не то чтобы забыли, а просто у каждого на первый план вышли дела насущные и разные бытовые проблемы.

Но тот памятный разговор глубоко тронул душу хозяина — Александра Бондарева. Как человек деятельный (предприниматель по ремонту автомобилей), Александр, с присущей ему энергией взялся за осуществление этой идеи. Его супруга Зоя, являлась горячей поклонницей спортивного увлечения мужа, поддержала идею создания музея. И, как говорится, процесс пошел.

Определили, что музей будет находиться на территории участка, где жила семья Бондаревых. Во дворе построили флигель, состоящий из двух комнат, большой — для экспозиций, размером до 36 м2, и второй, для техники и формы — размером около 10 м2. При благоустройстве основной комнаты Александр в центральной ее части соорудил большой стол, за которым поместилось бы человек двадцать. Изначально, при разработке идеи создания музея, была задумка, что это будет не музей в чистом виде, а клубный музей, где по любому поводу могли бы собираться все его члены. Подвижничество Александра захватило всех бывших спортсменов спортивно-технического клуба, пробудило интерес ветеранов к новому делу. Ручейком потекли в музей атрибуты, связанные с любимым видом спорта.

Днем образования клубного музея надо считать 15 апреля 2010 года. В этот торжественный день, впервые за долгие годы, собрались вместе большинство бывших спортсменов клуба. Это был настоящий праздник, который освежил память, дал вдохновение всем собравшимся, объединил их. С этого дня жизнь спортивной мотоциклетной общины Элисты круто изменилась. Все события, связанные с бывшими спортсменами клуба, как радостные, так и горестные, стали проходить в клубном музее. Для многих он стал вторым домом.

Вот здесь надо вернуться к основной теме нашего очерка — роли Александра Бондарева, его усилиях, приложенных во всех начинаниях и делах клубного музея. В наше экономически тяжелое время материальная основа большинства организационных вопросов лежит на организаторе, как в народе говорят, кто везет тот и платит. У нашего Александра, человека достаточно застенчивого и скромного в жизни, проявились лидерские организаторские способности. Кроме музейных забот он много участвует во всех городских и республиканских акциях, связанных с мотоциклетным спортом, и не просто участвует, а является зачинателем и исполнителем многих идей. Хотелось бы отметить способность Александра воплощать свои идеи в культурной форме с большой долей такта. Никому не секрет, что наши мотобольные команды добились больших успехов, чем команда «Тайфун», так уж сложилось. Но Александр всю деятельность и жизнь музея построил и организовал таким образом, что все члены клуба чувствуют себя комфортно и на равных, с каким-то братским духом в отношениях.

Со временем география элистинского клубного музея расширилась, ему стало тесно в городских рамках, он начал пользоваться популярностью в среде бывших мото-спортсменов юга России. Посещали его гонщики городов Балаково и Тольятти, мотоболисты Ставропольского и Краснодарского краев, частыми гостями стали бывшие спортсмены республики и рядовые любители спорта, разъехавшиеся по всей стране. От всех наших гостей мы слышали восторженные отзывы об уникальности музея, его значимости в деле сохранении памяти и патриотического воспитания молодежи. Вот только как всегда не хватает внимания к нашим видам спорта представителям властных структур, они их просто не замечают, а ведь с образованием музея жизнь дает им шанс повернуться лицом к одной из славных страниц в истории республики.

Находясь в элистинском клубном музее, в голову приходит мысль, как все-таки богата наша страна, если в ней живут такие удивительные люди, как Александр Бондарев. Появляется большое желание поклониться этому человеку за благородство, бескорыстие и доброту.

Большое спасибо Александр!

muzey14

P. S.

Музеи создаются и существуют не только для того, чтобы освежить и сохранить нашу память, а еще, чтобы перебросить мостик этой памяти из прошлого в будущее. По этому поводу талантливо сказал кубанский поэт Борис Стариков:

Не знаю я, в чем родина моя...!

Вокруг меня, во времени потемки...

Отечество не пращуров края,

А та земля, что сохранят потомки.

Андрей Резников змс СССР по мотоболу

Василий Кравцов змс СССР по мотоболу