Кондратенко Виктор Иванович

В строю первопроходцев мотобола мы мысленно представляем человека из той знаменитой когорты талантливых воспитателей, для которых высшее призвание — растить не просто смену, а выдающихся спортсменов. Таким и был Виктор Иванович Кондратенко — главный тренер команды «Комета». Именно таким, как он композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов проникновенно сказали в своей песне:

Да разве сердце позабудет

Того, кто хочет нам добра,

Того, кто нас выводит в люди,

Кто нас выводит в мастера.

Да, доброе и горячее сердце никогда не забудет славного имени Виктора Ивановича Кондратенко, выдающегося игрока и тренера мотобола.

Виктор Кондратенко — это целая эпоха в современном мотоболе, это бесспорно феномен, очень колоритная фигура в таком сложном техническом виде спорта, как мотобол, в котором сфокусированы, смелость, трудолюбие, спортивный талант. И если технику владения мячом и мотоциклом, в конце концов, можно приобрести благодаря трудолюбию, неустанным требованиям, то научиться ярко мыслить в самых сложных игровых моментах невозможно, то самое что дается человеку природой.

Виктор сочетал в себе легкую, скорее естественную, чем сверхестественную, виртуозность игрока. Он был прекрасно координирован, отлично владел мотоциклом и умело выбирал позиции на поле, играл самозабвенно и всегда находился на острие атаки. Его стремительные проходы и неожиданные удары по воротам приводили зрителей в восторг и восхищение. Стиль и манера его игровых действий, по мнению многих специалистов, остается эталоном в мотобольном спорте.

Он являлся личностью в отечественном мотоболе, его талант, характер, воля, целеустремленность в полной мере раскрылись на посту главного тренера элистинской «Кометы». Он приверженец красивого мотобола. Пожалуй, ни одна команда высшей лиги не научилась так менять ритм, варьировать темп, чередовать длинное держание мяча с взрывами молниеносных, особенно, фланговых атак, как это делала «Комета».

Тренер считал и стремился к тому, чтобы его команда побеждала любого противника высоким темпом, выносливостью, техническим и тактическим превосходством, разнообразием игровых комбинаций. И когда «Комете» удавалось задействовать весь этот потенциал, она была неудержима в атаке. Соперник, как говорится, сбивался с ног, в каком-то месте вынуждено открывал фронт и нападающим «Кометы» не составляло труда реализовать достигнутое преимущество.

Как педагог, он обладал способностью выискивать в общей серой массе талантливых людей и помогал им овладевать искусством мотобола высочайшего класса. Он дорожил своим авторитетом и делал все так, чтобы маркой его команды всегда была честность, гордость, достоинство и, конечно, бесстрашие в открытой спортивной борьбе. За все годы руководства командой не было ни одного случая потасовки, драки, или хулиганского поведения на поле, кредо команды было терпение, соперник за грубость наказывался голом.

Еще будучи сам молодым спортсменом он уже был тренером мотокроссменов, а затем и мотоболистов города Кропоткина. Уже в 23 года Виктор Кондратенко выиграл свой первый титул в мотоболе, как тренер команды «Комета», став чемпионом России. Свой дар и опыт он без остатка отдавал молодой смене. Тренер не требовал от своих воспитанников, делай как я, не подавлял индивидуальность, потому что считал унификацию врагом творчества. Игроков, как и команд, должно быть много, хороших и разных.

Первые шаги звездной команды «Комета» кажутся сейчас удивительными. Они совершены на гребне волны популярности мотобола в нашей стране. Под руководством своего талантливого наставника его воспитанники убедительнее и ярче других утверждали свой игровой принцип в отечественном мотоболе — коллективизм. Он объединял команду, звал всех к единой цели, — победе.

В атаке В. Кондратенко. 1964 г.

В атаке В. Кондратенко. 1964 г.

В почерке игроков отчетливо просматривался тренерский стиль — игровое изящество, благородство в самые напряженные минуты поединка. В сочетании личного артистизма каждого игрока, коллективного мастерства и общности цели, позволили в отечественном мотоболе создать «кометовский» или, если хотите, романтический стиль игры. В нем отлично проявлялась не только высокая результативность, но и красота тактических решений.

Творцом нового игрового стиля, который в советском мотоболе был принят за эталон, являлся главный тренер элистинской «Кометы» Виктор Иванович Кондратенко. Он дважды мастер спорта СССР по мотокроссу и мотоболу. Его творческим поиском восторгались спортивные специалисты не только в нашей стране, но и за рубежом. Заслуг у наставника «золотой» команды было достаточно для того, чтобы присвоить ему высокое звание «Заслуженный тренер России» и «Заслуженный тренер Советского Союза». К глубокому сожалению, это не было сделано, и виной этому, равнодушие и зависть чиновников.

Одиннадцать лет штурвал элистинской «Кометы» находился в надежных тренерских руках Виктора Кондратенко, одиннадцать славных лет тренер уверенно вел мотобольный корабль от одной вершины к другой. Дважды его команда стартовала на первенстве России и два раза подряд поднималась на верхнюю ступень пьедестала почета. Пять побед в десяти чемпионатах страны, элистинские мотоболисты стали обладателями пяти золотых и еще пяти серебряных медалей. Столь же убедительные достижения и в розыгрыше Кубка СССР. Семь раз элистинцы пробивались в финал и в шести поединках оказывались сильнейшими. Дважды команда «Комета» под руководством своего тренера становилась обладателем Кубка Европейских чемпионов в 1971 и в 1973 годах. Он открыл дорогу многим юношам в большой спорт, подготовил более тридцати мастеров спорта СССР, восемь мастеров спорта СССР международного класса, пять заслуженных мастеров спорта СССР.

А родился Виктор Кондратенко 5 марта 1941 года в кубанском городе Кропоткине. Там же учился в местной средней школе и, как все мальчишки, увлекался футболом, баскетболом, волейболом. С возрастом он для себя определил «спорт номер один», но это был все же мотоциклетный. Благо, под боком действовал спортивно-технический клуб ДОСААФ, в котором функционировала секция мотокросса.

Обыкновенное юношеское увлечение прокатиться с «ветерком» вскоре поменялось на серьезное отношение к спорту смелых и мужественных. Молодое дарование заметило руководство СТК и Виктор получил право участвовать в разных по масштабу соревнованиях.

Год от года росло мастерство молодого спортсмена, кроссовые трассы покорялись ему одна за другой. Преодолена первая вершина, он чемпион Краснодарского края по мотокроссу в классе машин с объемом цилиндра 350 см3. Прошло немного времени, и он сильнейший среди мотокроссменов Северо-Кавказского военного округа.

Для таких самородков, как Виктор Кондратенко, с его ясным умом, неуемной энергией и твердым характером, к тому же наделенного духом новаторства, границы одного вида спорта тесны, не дают простора для проявления творчества, полного самовыражения. Избыточную часть своей энергии кроссмены отдавали мотоболу, который начал зарождаться в нашей стране, но еще не получил полного гражданства.

Кропоткинские кроссовики между тренировками по мотокроссу позволяли себе покрутиться с мячом на мотоциклах. Особенно увлекался этим Кондратенко. Он оказался среди тех, кто открыто поддерживал идею создания в городе мотобольной команды. С некоторых пор его сердце прикипело к новому технического виду спорта, как будто он и рожден был для него.

Ведь не случайно, когда главный референт мотобола Германии господин Роллофф, впервые увидев Виктора в 1966 году на поле, в матче советской команды с немецким чемпионом, то четко определил: «У этого парня абсолютный мотобольный талант».

Почему же у себя дома, в Кропоткине, не заметили природного дара? Больше того: однажды, в перерыве очередной тренировки по мотокроссу Кондратенко, как бы между дел, на пятачке крутился с мячом, тут же раздался властный окрик начальника СТК: Кондратенко, чем занимаетесь? У нас на носу мотокросс, а ты...

Руководители местного спортивно-технического клуба с прохладцей относились к новизне и старались оберегать своих кроссменов от «тлетворного» влияния мотобола. Весь секрет состоял в том, что мотокросс давал клубу «золотые» зачетные очки, именно по ним судили и оценивали в верхах эффективность работы спортивной организации ДОСААФ. Мотобол же в ту пору не имел в центре организационного оформления и дышал на энтузиазме местных специалистов спортивно-технических клубов.

Виктор — сильнейший мотокроссмен Краснодарского края. За свои достижения он удостоен звания «Мастер спорта СССР» по мотокроссу. Ему, по существу, не было равных по скорости прохождения трасс в классе машин с объемом двигателя 350 см3 не только на Кубани, но и на Дону, Нижнем Поволжье и Северном Кавказе. Свое превосходство он подтвердил на зональных соревнованиях в рамках чемпионата «Юга России».

Ну а что мотобол, команда в городе Кропоткине родилась по велению времени. Естественно, лидером в ней стал лучший кроссмен Кубани. Молодая команда сразу же заявила о себе высокими амбициями. И ее заявили на первый розыгрыш Кубка журнала «За рулем» 1963 года. На одном полюсе к финалу соревнований пробились мотоболисты Казахстана, команда «АМК» города Алма-Ата а на другом — команда города Кропоткина. В решающем матче победили казахские спортсмены.

После финальной встречи с казахстанской командой Виктор Кондратенко осознанно и окончательно сделал выбор: мотобол для него станет спортом «номер один». Это его главная любовь, его судьба. Только с ним он связывал дальнейшие планы, возвышенные мечты о достижении новых высот в спортивной биографии.

Здесь важно заметить, что Виктор вторгся в мотобол с задатками классного кроссмена, с духом победителя, чемпиона. Талантливый человек отчетливо представлял себе перспективу развития «футбола на мотоциклах», видел пути развития, по которым суждено продвигаться к своей главной мечте.

Кому-то по взгляду со стороны, возможно, покажется, что Кондратенко одолевает путь к своей мечте легко, без каких-либо зримых препятствий, само собой. Возможно, кто-то возьмет смелость и скажет, что ранний успех кубанского юноши в дальнейшем предсказан или во всем ему сопутствовал просто успех? Можно подтверждать или отвергать расхожие версии, нужно заметить лишь одно и очень существенное: в нужном месте, в нужное время рядом с ним всегда оказывались люди с однополярным взглядом на спорт и особенно — на мотобол. Именно они в судьбе одаренного человека заняли ту нишу, создавали такие условия, при которых в полной мере и раскрылся его талант спортсмена и талант выдающегося тренера.

А «виновником» всех грядущих перемен оказался все тот же мотокросс. Заканчивался спортивный сезон 1963 года. Сильнейшие гонщики Юга России съехались в Элисту на последний этап по мотокроссу.

Дальше уже читатель знает, как произошло зарождение команды «Комета». Но вот почему команду назвали «Комета», а дублирующую команду «Метеор»?

В начале 60-х годов вся страна жила победами в развитии космоса, это и первый спутник и первый человек в космосе. У всех людей космическая тема была на слуху, и весь советский народ был горд этими победами, вот так и у нас в Калмыкии появились команды с космическими именами.

Готовя свою команду к первому спортивному сезону, Виктор Кондратенко понимал, что залогом успеха является подготовка собственных резервов. Так родилась дочерняя команда «Метеор», в которой все резервисты овладевали не только азами мотобола, но и шлифовали свое мастерство. Отсюда главный тренер «Кометы» в любой момент мог брать игрока для пополнения основного состава.

Конец осени и зима — короткий временной отрезок, который имел в своем распоряжении тренер, чтобы не только «собрать» команду, но и заново, по существу, на пустом месте создать новый спортивный коллектив единомышленников, устремленных к достижению высшей цели. Именно такую задачу и ставил перед спортсменами тренер.

И вот подошли первые соревнования, чемпионат России 1964 года. Команда «Комета», дебютируя в чемпионате России по мотоболу, завоевала первое место. Вся мотобольная общественность находилась в состоянии легкого шока. Если болельщики, да и все население степной республики Калмыкия, были в состоянии эйфории и удивительной радости, то именитые соперники — в состоянии непонятного огорчения, а руководители мотобола были в состоянии глубокого недоумения. Но вскоре, когда команда «Комета» в этом же 1964 году выиграла первые Всесоюзные соревнования по мотоболу, то у руководителей состояние недоумения стало меняться на состояние удивления.

Элиста. «Комета» – победитель первых всесоюзных соревнований по мотоболу. Кубок и вымпел Центрального автомотоклуба ДОСААФ СССР получает В. Кондратенко. 1964 г.

Элиста. «Комета» – победитель первых всесоюзных соревнований по мотоболу. Кубок и вымпел Центрального автомотоклуба ДОСААФ СССР получает В. Кондратенко. 1964 г.

На следующий год, когда команда «Комета» вновь поднялась на верхнюю ступень пьедестала почета, для сомнений, как говорится, не осталось и места: на российской арене появилась, без всяких оговорок, классная мотобольная команда. Лучшие свои достоинства элистинская «Комета» продемонстрировала и в первом розыгрыше первенства Советского Союза по мотоболу 1965 года. Команда, ведомая своим тренером, уверенно шла к цели, побеждая своих соперников с явным преимуществом. Финиш оказался радостным и внушительным, чемпион России стал и чемпионом Советского Союза по мотоболу.

По общему признанию, Виктор Кондратенко был наиболее силен в завершающей стадии атаки. Его удары таили элементы неожиданности, а потому были очень опасны, «стрелял» он мощно и, как правило, неотразимо. По результативности ему не было равных. В чемпионате СССР 1965 года нападающие «Кометы» забили в ворота соперников 70 голов, из них 34 гола на счету лидера команды. В следующем чемпионате СССР 1966 года из 93 голов 50 забил Виктор.

Своей изящной манерой игры, неординарными действиями, скорострельностью Виктор завоевал всеобщее признание не только почитателей мотобола, но и специалистов. Во всяком случае, никогда талантливый спортсмен не слышал в свой адрес столько похвал, особенно после того, как «Комета» стала первым чемпионом России, а затем и первым чемпионом Советского Союза. Они умножились после выступления лидера элистинских мотоболистов на стадионах Германии и Франции в 1966 году. В первом зарубежном турне советских спортсменов на родину мотобола. Это была поездка на товарищеские встречи черкесского «Домбая», усиленного двумя игроками элистинской «Кометы» В. Кондратенко и Д. Чудиковым. Соперники «разошлись» мирно: команды одержали по две победы при одной ничьей. Обозреватели французской и немецкой прессы не скупились на комплименты в адрес наших мотоболистов. Они отмечали, что русские продемонстрировали стойкость и упорство, отменную тактику и высокую техническую оснащенность игроков, волевое единство коллектива.

Атакует В. Кондратенко на облегченном мотоцикле новой конструкции. 1967 г.

Атакует В. Кондратенко на облегченном мотоцикле новой конструкции. 1967 г.

Особых похвал заслужила виртуозная игра и незаурядное мастерство нападающего советской команды Виктора Кондратенко. Из одиннадцати мячей, которые побывали в воротах грандов европейского мотобола, семь забил он! Все его удары были безукоризненны в исполнении.

Вся эта слава и признание не действовали на Виктора, он остался скромным и доступным человеком. Хотелось бы отметить выдающиеся человеческие качества Кондратенко-тренера, без которых невозможно находить способную молодежь, воспитывать больших мастеров мотобола, успешно руководить спортивными коллективами и добиваться выдающихся результатов.

Виктор Иванович был интеллигентным, очень аккуратным и выдержанным человеком, говорил и делал все очень красиво. За годы общения с ним мы практически не слышали бранных слов. Он учил нас по-доброму относиться друг к другу, и особенно бережно относиться к молодым. Запомнилось такое выражение, что даже у маленького воробья тоже есть самолюбие.

Только теперь, по прошествии времени, понимаешь, что он в молодых спортсменах воспитывал не только мастерство, но и высокие человеческие качества. Он приучал нас к книгам, музыке, путешествиям, охоте и рыбалке, а как он обустраивал даже самые меркантильные мероприятия, с такой новизной и глубоким интересом, что они для нас, совсем не столичных пареньков, являлись высокой незаменимой школой жизни.

А как мы любили своего тренера, мы готовы были ему во всем подражать и исполнять его волю. Вероятно, в этой психологической плоскости и лежит тот удивительный успех, который сопутствовал этому красивому и талантливому человеку в подготовке молодой смены и выведении команды «Комета» на такую космическую скорость, которая и позволила ей добиться высоких результатов.

Спорт многолик и многогранен. Он может приводить к самым невероятным жизненным поворотам и поступкам людей, вызывать как чувства удовлетворения, чрезмерной гордости, так и полного разочарования. Спорт находится в области конфликтов, конфликтов чисто соревновательного характера, и конфликтов личностей, и в сложности взаимоотношений между ними. Уход Виктора Кондратенко из элистинской «Кометы» не лежит в этой плоскости, а поэтому оказался неожиданным даже для его единомышленников.

Главный тренер расстался со звездной командой в расцвете ее сил, в зените славы, в год, когда «Комета» в очередной раз сотворила «золотой» дубль. Воспитанники Виктора Кондратенко в 1974 году оказались сильнейшими в чемпионате страны и в Кубке СССР.

Он ушел из классной команды ради осуществления еще одной мечты, которая постоянно будоражила талантливого человека, не давая ему покоя. В отличие от многих спортивных функционеров творческий диапазон Виктора Кондратенко был гораздо шире, он с высоты спортивных вершин смотрел далеко вперед, видел перспективу развития отечественного мотобола и те подводные рифы, которые тормозят поступательное движение спорта. Во многих командах страны мы уже имели мотоболистов экстра — класса, в клубах работали тренеры с опытом и современным взглядом на новый вид спорта, с углубленным тактическим мышлением. По этим компонентам мы не плелись в хвосте чопорной Европы.

Отставали же в техническом оснащении команд. Советские мотоболисты имели на своем вооружении не мотобольные, как зарубежные команды, а серийно-кроссовые мотоциклы «Ковровец», имеющие специфические технические особенности, предназначенные для иных соревнований. Поэтому машины, выпущенные Ковровским заводом, подвергались сложным «хирургическим» операциям в кустарных условиях на местах.

Достаточно сказать, чтобы приспособить серийно-кроссовый мотоцикл «К-175» для игры в мотобол приходилось резать его раму заново, по иным параметрам, сваривать ее, укорачивая длину. А сколько требовалось усилий, чтобы довести двигатель мотоцикла до нужных кондиций.

Творческими усилиями элистинских мотоболистов и механиков была создана оптимальная модель игрового мотоцикла. Свои идеи и наработки Виктор Кондратенко продолжил в заводском коллективе и в команде «Ковровец», где он стал главным тренером. Как результат, завод начал серийный выпуск мотоцикла «К-175 СМБ» для мотобола. Завод имени В. А. Дегтярева также выпустил и партию мотоциклов «К-250 СМБ» специально для сборноной команды страны. Примечательно, что за базовую модель при создании этих мотоциклов были приняты мотоциклы элистинской «Кометы».

Ковровский период Виктора Ивановича был очень насыщенным и плодотворным. Молодая команда «Ковровец», которую возглавил именитый тренер, сходу выиграла первую лигу и вошла в высший дивизион советского мотобола. Надо сказать, что и в классе «А» «Ковровец» не затерялся и сразу вступил в борьбу за самые высокие награды советского мотобола. В этом проявлении максимализма и стремлении к спортивным вершинам и есть Виктор Кондратенко.

Как любой честный человек, он не терпел несправедливость, всегда и на любом уровне отстаивал свою точку зрения, свою позицию, которая по многим принципиальным вопросам развития мотобола отличалась от позиции спортивных чиновников. Они-то не всегда терпели «вольнодумцев». В спорте он испытывал не только радость побед, творчества, наслаждение и любовь, но и, к великому сожалению, полное разочарование. На его пути оказались люди, которые не выдержали проверку на человечность, а их поступки часто были, мягко говоря, безнравственны. В высшем эшелоне спортивной власти не нашлось человека со здравым рассудком, который бы мог поддержать талантливого тренера, продлить его спортивную жизнь в интересах отечественного мотобола. Перед ним оказалась глухая непреодолимая стена. Виктор Кондратенко принял для себя, пожалуй, самое трудное решение: навсегда покинуть большой спорт. Человек с высшим физкультурным образованием, мотоболист экстра-класса с огромным тренерским опытом расстался с мотоболом, которому посвятил свои лучшие годы жизни и добился выдающихся результатов.

Виктор возвратился на родную Кубань, потянуло к земле. Дальнейший путь определила учеба в сельскохозяйственном институте города Краснодара. С таким же вдохновением, как и в спорте, он окунулся в свое новое ремесло. И здесь он показал свой высокий профессионализм, остроту мышления, талант исследователя. Подтверждение тому множество авторских свидетельств на изобретательскую деятельность в отраслях сельского хозяйства, признание его высокого интеллектуального и умственного потенциала.

Яркая звезда выдающегося мотоболиста и талантливого тренера погасла 21 апреля 1989 года. Виктор Иванович Кондратенко, которому не было и пятидесяти лет, трагически погиб в автомобильной катастрофе. Она безжалостно поставила преждевременную и, к глубокому сожалению, последнюю точку в биографии человека, сумевшего своими делами, своим неуемным талантом вписать навечно свое имя в историю отечественного мотобола.

Без преувеличения можно утверждать: в мотоболе совершен подвиг, равного которому не было.